Пятница 25 мая 2018

Открытие Фотобиеннале-2010. 18 марта 2010, ЦВЗ «Манеж».

Стартовал VIII Международный месяц фотографии в Москве «Фотобиеннале-2010». Выставки фотофестиваля сгруппированы вокруг трех тем: «Vive la France!», «Ретроспективы» и «Перспективы». Официальное открытие фестиваля состоялось совместно с открытием в ЦВЗ «Манеж» авторских проектов Питера Линдберга , Паоло Роверси ,Сары Мун, ретроспективных выставок фотографов агентства «Магнум»: Анри Картье-Брессона, Эллиотта Эрвитта и Мартины Франк.

M. Franck

E. Erwitt

А. Безукладников

Фотобиеннале  стало уже для нас привычным и ожидаемым. В этом году организаторы постарались не на шутку и на открытие привезли сразу две звезды fashion-фотографии. Питер Линдберг (Peter Lindbergh) представил проекты «Кино» и «Вторжение» из личного архива. Выдающийся фотограф от моды оказался очень открытым и обаятельным человеком. Мощные работы Линдберга открывают выставку. Невозможно пройти мимо психологических фотополотен звезд. Знаменитости здесь больше, чем просто актеры: затемненный фон, маштаб работ придают невероятный драматизм портретируемым. Замечателен портрет Катрин Денев, где в кадре только руки. Выставлены съемки Питера для ведущих «глянцевых» журналов, многие из которых известные и обошедшие весь мир. Мне безумно нравится «космическая» съемка с Амбер Валеттой в главной роли 1999 года. В рамках темы «Ретроспектива» представлен работы Паоло Роверси (Paolo Roversi), среди которых проект, созданный специально для книги Martini Gold Collection с Владой Росляковой в главной роли. Паоло Роверси мастер фотографии в стиле ню. Серии студийных работ – это фотоэтюды, сделанные с необыкновенной чувственностью, наполнены внутренним содержанием, которое удерживает в работах целомудренность. Буквально влюбляешься в фантастическую модель Гиневру, многогранный образ которой неутомимо исследует Паоло. В подарок публике представлены масштабные ретроспективы фотографов-репортажников Анри Картье-Брессона (Henri Cartier-Bresson), Мартины Франк (Martine Franck) и Эллиотта Эрвитта (Elliott Erwitt). Проект реализован благодаря культурной программе «Год Россия-Франция». В рамках этого проекта представлен также и фильм Сары Мун о деятельности книгоиздателя Робера Дельпира. Анри Картье-Брессон предстает как выдающийся мастер репортажной съемки. Он запечатлевал на пленку ход истории и жизнь простых людей. Путешественник, первопроходец, навсегда преданный своей фотокамере. В его работах жизнь такая, какая она есть в действительности, где неразрывно связаны любовь и ненависть, жизнь и смерть, богатство и нищета, счастье и скука. И конечно чувство юмора.  Каким-то неведомым провидением Эллиотт Эрвитт умел фиксировать на пленку всю гамму человеческих чувств - от глубочайшего горя до искрометного счастья. Фото, поразившее больше всего и открывавшее выставку- это фото двух разных умывальников для белых и черных: «США 1950. Северная Каролина». Каждый снимок Эрвитта - это законченная композиция. Неблагодарное дело говорить о фотографии, и это, если продолжить словами классика, все равно что танцевать об архитектуре. Эллиотт Эрвитт стал раз и навсегда для меня любимым художником. Его работы – характерные зарисовки, наброски живописца, живые пленэрные этюды, сделанные уверенной рукой и цепким взглядом. Мартина Франк замечательна фотопортретами и снимками природы. Ее невероятное чувство природы не оставляет равнодушным. Снимки неба - это гениальные по простоте и выразительности произведения. Я задумалась, о том почему никто не ставит произведения фотографов в один ряд с шедеврами мировой живописи? Разве фотографии недоступны пространство, свет, фактура, чувство, ощущение «дыхание» полотна?  Специально к фестивалю Музеем «Московский Дом фотографии» была подготовлена ретроспектива Андрея Безукладникова, куратором которой выступила Ольга Свиблова. Андрей по праву считается классиком русской фотографии. Мировое признание к нему пришло еще в начале 80-х годов. Его работы есть в коллекциях Музей «Московский Дом фотографии», Московский музей современного искусства, Музей фотографии де Элизе (Лозанна, Швейцария) и многих других по всему миру. Отмечу полюбившийся мне портрет Жанны Агузаровой, фотографические зарисовки из быта и повседневной жизни простых советских людей. Возникает теплое ностальгическое чувство - да, да именно так и было, я это помню! Приятной волной по сердцу. Черно-белая фотография - и фотография вообще – это настоящее искусство, поклонником которого я являюсь теперь окончательно и бесповоротно.

Текст: Таня Танкер

Фото: Эльнара Расулова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.