Среда 22 августа 2018

Главные события в культурной жизни в 2009 году

РИА Новости опубликовало главные события в культурной жизни в 2009 году

Год выдался непростой и во многом печальный: из жизни ушли Олег Янковский и Вячеслав Тихонов,Людмила Зыкина и Сергей Михалков, Василий Аксенов и Петр Вайль, Иван Дыховичный и Михаил Калатозишвили; сердечные приступы подкосили двух молодых и бодрых, казалось бы, шоуменов - Романа Трахтенберга и Владимира Турчинского, а пожар в пермском клубе "Хромая лошадь" погубил 150 любителей веселья и фейерверков и привел к закрытию (пусть даже временному) легендарных московских площадок - "16 тонн", "Проекта ОГИ", "Китайского летчика Джао Да". Однако запомнится 2009-й, по счастью, не только и не столько смертями. РИА Новости представляет десять событий уходящего года, оказавших самое сильное влияние на российскую и мировую культуру.

1. Майкл жил! Майкл жив! Майкл будет жить!


Скандалы преследовали его всю жизнь - скандалом эта жизнь 25 июня сего года и закончилась. Майкл Джексон умер внезапно, накануне грандиозных лондонских гастролей, и даже 70 дней спустя, когда его тело, после нескольких вскрытий, нескольких масштабных прощаний и бесчисленных скандальных репортажей наконец было предано земле, никто не верил, что худощавый, бледнолицый король поп-музыки действительно покинул этот мир. Не успели новости об остановке сердца кумира разлететься по свету, как его поклонники уже провозгласили: "Майкл жив! Он ушел от журналистов и сплетен. Он теперь инкогнито".

И хотя коронер Лос-Анджелеса официально констатировал смерть Джексона, назвав ее к тому же убийством, закрытый золотой гроб, предъявленный собравшимся на торжественное прощание, дал повод для очередных сплетен и домыслов. Подобно Ленину, Цою и Пресли Джексон стал вечно-живым мифом; даже после смерти он продолжил получать награды, а его имя, как ни в чем не бывало, фигурирует на афишах и обложках: просто теперь все это называется "данью памяти".

2. К нам вернулся, к нам вернулся, Никитсергеич дорогой!

Конфликт вокруг Союза кинематографистов (СК) и его правления, начавшийся еще в конце 2008 года, разрешился в судебном порядке в пользу Никиты Михалкова.

Марлен Хуциев

Пресненский суд Москвы в начале сентября поставил точку в затянувшейся тяжбе между Марленом Хуциевым, признанным председателем СК РФ в декабре 2008 года на съезде, легитимность которого оспаривал Никита Михалков, и самим Михалковым, который провел в марте внеочередное собрание или чрезвычайный съезд СК РФ, где председателем был избран уже он - о чем сам же снял фильм "Московский Чрезвычайный Сокрушительный" ("МЧС"), который на протяжении 2,5 часа документирует победу Михалкова над оппонентами. Картина была распространена среди членов СК и депутатов Госдумы и не предназначалась для коммерческого проката.

Хуциев, впрочем, "складывать крылышки" не собирается и намерен оспаривать решение Пресненского суда и дальше. Пока, правда, он остался ни с чем - если не считать маргинальный фестиваль "Сталкер" и умирающую гильдию кинорежиссеров.

3. Что сказать вам, москвичи, на прощанье

Алла Пугачева уходит со сцены. Об этом она сама объявила накануне своего 60-летия на пресс-конференции в РИА Новости: голос примадонны, как она считает, после ряда операций "подсел и уже не может выразить тех интонаций, которые хотелось бы донести".

Это известие подняло на уши не только поклонников главной отечественной звезды, но и представителей музыкальной элиты, которые разделились на три лагеря - первые пришли в ужас, вторые посчитали, что артистка имеет право на заслуженный отдых, а третьи решили, что Пугачева снова может вернуться. К последнему лагерю примкнул Иосиф Кобзон, который сам некогда предпринял подобную попытку, но потом передумал.

Так или иначе, но Пугачева пока держит свое обещание - после апрельских концертов в Москве, приуроченных к выходу ее новой программы и дню рождения, а также прощальных гастролей, певица, как и планировала, занимается своими сайд-проектами - "Радио Алла", "Рождественскими встречами" и так далее. Впрочем, Примадонна не исчезает из поля зрения поклонников и журналистов и явно не собирается на пенсию, поэтому продолжение истории вполне возможно.

4. Полмиллиона на искусство

Полмиллиона человек перемещалось в октябре по столице, разглядывая проекты 3-й Московской биеннале современного искусства. Казалось, в городе не осталось ни одной не охваченной биеннальной лихорадкой площадки: применение нашлось и торговым галереям, и классическим музеям, и фабричным цехам.

Основной удар принял на себя ЦСК "Гараж" : там показывали главную выставку биеннале, "Против исключения", придуманную и сделанную французским куратором Жаном-Юбером Мартеном. Критики, увидевшие работу прославленного куратора первыми, пришли в восторг от экспозиции; их примеру последовала и вся прочая публика. Очереди в "Гараж" стояли всегда - независимо от дня недели и времени суток. Вдруг оказалось, что современное искусство в Москве страшно популярно. Организаторы пообещали изучить этот феномен к следующей биеннале и через два года устроить праздник не хуже.

А чтобы ожидание было не столь томительным, нам покажут еще две выставки - "Горизонт событий" британского скульптора Энтони Гормли и Aftermoon классика французского искусства Бертрана Лавье.

Эти проекты по организационным причинам не вписались в официальные сроки проведения 3-й биеннале, но все равно, как обещают, пройдут под ее эгидой в 2010 году.

5. Рыбака видно издалека

Александр Рыбак

Александр Рыбак

Москва встретила "Евровидение" с истинно русским размахом: бюджет конкурса составил почти 30 миллионов рублей, которые были потрачены на все самое-самое - самая большая сцена (1,5 тыс. кв. м), самые навороченные декорации (российские, американские и английские дизайнеры), самое большое количество аппаратуры (порядка 500 тонн), а на финальное шоу даже пригласили требующих баснословных гонораров артистов канадского цирка Cirque du Soleil и аргентинское шоу Fuerza Bruta.

Количество участников в этом году также побило все рекорды - еще никогда на площадке "Евровидения" не соревновались представители 42 стран. Поддержать их приехало неведомое доселе конкурсу число гостей (около 6,5 тысяч человек), среди которых было самое большое количество журналистов (2,3 тысячи человек, в том числе из далеких Австралии и Японии), а телетрансляцию смотрело более ста миллионов зрителей по всему миру. Кроме того, финал "Евровидения-09" собрал рекордную телеаудиторию в России.

Даже победитель конкурса - представитель Норвегии Александр Рыбак - умудрился добавить еще один рекорд, набрав наибольшее количество баллов за всю историю конкурса (387 баллов). Норвежцы выиграли, но испугались: такого успеха, по собственному признанию, им не повторить.

6. Один-один

Храм Александра Невского

Храм Александра Невского

Отныне, как совершенно официально объявил министр культуры России Александр Авдеев, древние иконы из музеев разрешается выдавать церкви по особо торжественным случаям.

Началось с того, что Троице-Сергиевой лавре понадобилась "Троица" Андрея Рублева: дескать, ее историческое место там, а вовсе не в Третьяковской галерее. Музейщики провели расширенный экспертный совет, и специалисты вынесли однозначный вердикт - икону трогать нельзя, иначе она грозит просто рассыпаться, а это, между прочим, символ Третьяковки и памятник ЮНЕСКО: человечество нам не простит.

В результате в музее сменили директора, но "Троица" осталась на своем месте.

У другой иконы - "Торопецкой Божье матери" из Русского музея - подобной "охранной грамоты" не оказалось, и музейщикам, невзирая на древность и хрупкость памятника, пришлось уступить требованиям церкви, озвученным министерством культуры.

На ближайшие полгода образ перевезли в недавно построенный храм Александра Невского при подмосковном коттеджном поселке "Княжье озеро". Правда, музейные специалисты следят за его состоянием и обещают при малейшем тревожном признаке вернуть икону в музей досрочно.

Как бы то ни было, прецедент создан - это понимают и в музеях, и в церкви. Минкультуры, как пообещал глава ведомства, собирается и впредь идти навстречу пожеланиям патриарха, при условии, что гастролирующим иконам будут создаваться подходящие условия хранения.

7. Тыква превращается в Золушку

Сьюзан Бойл

Сьюзан Бойл

К началу года все уже окончательно смирились с тем, что поп-звезд в старом понимании больше не делают, музыкальный диск как жанр умер под натиском торрентов, и вообще роль личности в истории уступила коллективному полусознательному Web 2.0. Каково же было всеобщее удивление, когда выстраданные критиками тезисы опровергла невзрачная старая дева из Шотландии по имени Сьюзан Бойл, решившая поучаствовать в телешоу "Британия ищет таланты". Телеконкурс она проиграла, но это никого уже не заботило: ее первоначальное выступление с песней I Dreamed a Dream стало клипом года на Youtube (с апреля по декабрь ролик собрал 120 миллионов просмотров); ее одноименный альбом стал хитом продаж Великобритании, Штатов и рекордсменом сайта amazon.com по числу предварительных заказов, а в таблоидах упорно муссируются слухи, что именно Бойл возьмут в исполнительницы главной песни следующей бондианы.

8. Снести нельзя помиловать

Судьба Центрального дома художников на Крымском валу решена - здание, построенное в 1960-х годах по проекту Николая Сукояна и Юрия Шевердяева, будут сносить. Что появится вместо него, пока толком не известно, но ясно, что москвичам и гостям столицы в ближайшее время придется привыкать к новому пейзажу.
Пока все выглядит так: Третьяковская галерея и Международная конфедерация союзов художников, которые сейчас делят ЦДХ, должны получить от инвестора проекта по новому зданию напротив входа в ЦПКиО им. Горького, в непосредственной близости к Садовому кольцу. Затем на месте ЦДХ будет возведено здание, назначение которого до сих пор столичными властями не сформулировано: то ли это будут офисы и апартаменты, то ли гостиница. Неподалеку от него, там, где сейчас находится заправка, планируется еще одно строение, обозначенное в Генплане как концертный зал.

Процесс регламентируется двумя документами: постановлением правительства Москвы о развитии территории вблизи Крымского вала и распоряжением правительства РФ, которое вышло в конце ноября и, по сути, поставило точку в дискуссии, устоит ли ЦДХ под натиском капитала.

В распоряжении, в частности, говорится, что после того, как Третьяковской галерее построят новое здание и оно перейдет в федеральную собственность, музейные площади в ЦДХ переходят правительству Москвы. Вероятно, по аналогичной схеме, но с учетом некоторых нюансов, будут действовать и с Конфедерацией. Когда эти организации съедут, столичные власти смогут поступить со зданием по своему усмотрению - а именно, невзирая на протесты общественности, снести.

Остается выяснить, кто будет все это финансировать в нынешних непростых экономических условиях. И возведут ли на Крымском фостеровский "Апельсин", с которого, собственно, и начался скандал вокруг ЦДХ.

По закону, все должен решить конкурс.

Статья

9. Будешь нашим королем

Премьера "Воццека"

Премьера "Воццека"

Лишившись главного дирижера и музыкального руководителя перед самыми миланскими гастролями, Большой театр разыграл абсолютно блестящую партию: вначале объявил, что после ухода Александра Ведерникова вообще не будет ограничивать себя в дирижерах и станет сотрудничать сразу с пятерыми, а потом вдруг, на самой обычной пресс-конференции по случаю начала сезона, гендиректор ГАБТа вывел к публике питерского авангардиста Леонида Десятникова, человека просвещеннейшего, оригинальнейшего, увлеченного современными технологиями (одно время он писал на openspace.ru колонку про youtube) и одновременно чуткого к классике. Его карьера в Большом началась с "Детей Розенталя" на либретто Сорокина - оперы, освистанной в Государственной думе и обласканной "Золотой маской". Теперь он собирается стать временным правителем - до тех пор, пока из какой-нибудь пока не известной провинции не явится звезда, способная одновременно дирижировать и придумывать музыкальную программу для главного оперного театра страны.

10. Мы наш, мы новый дом построим

История со второй сценой Мариинского театра - вторая после "Охта центра" тема для петербургских дискуссий - в этом году в очередной раз началась с нуля. После того, как в 2007-м отвергли проект Доминика Перро, появилось ощущение, что забор и котлован на углу улицы Декабристов и набережной Крюкова канала вечны. Но в мае этого года премьер-министр Владимир Путин придал событиям ускорение: он велел провести конкурс на новый проект здания и подчеркнул, что построить его следует в установленные сроки - к 2011 году.

Победителя выбрали 28 июля: предпочтение отдали протеже Валерия Гергиева, канадскому архитектурному бюро Diamond&Schmidt, чей проект тут же язвительно окрестили "ДК Мариинский". Еще три месяца ушло на доработку деталей, после чего канадский театр представили на суд петербургского градостроительного совета, оказавшегося в двусмысленном положении: с одной стороны, проект уже принят, с другой - не отвечает никаким профессиональным критериям.

Получается, что эпопея с Мариинкой-2 куда более показательна, чем баталии вокруг "Охта центра". С небоскребом все ясно: предлагается башня, которая ни за что не впишется в городской ландшафт. Проект Доминика Перро тоже выпирал из окружающей среды, но был, при всем своем новаторстве, основательной европейской архитектурой. Канадский же проект предельно безлик (за что, собственно, и был раскритикован градсоветом). Петербургу нужно выбирать, строить ли ему стильно и по европейским меркам - или старомодно, но отталкиваясь от окружающего ландшафта. Ситуация трагическая: проект Перро не понравился Гергиеву и части горожан, канадское предложение не нравится, кроме Гергиева, никому. И как строить вторую сцену - непонятно. Тем более, что сроки поджимают - успеть к 2011 году уже очень трудно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.